Регионы

Сергей Столбун: «Одноклубники спрашивали: «Ты Гретцки что ли перегнать хочешь?».

Текст: Константин Куколев
4 мая 2021, 16:00

Хороша команда у «Казанских Драконов». И вратарь прекрасный, и оборона, и нападающие. И всё-таки главный бриллиант - на тренерском мостике. Легенда казанского хоккея Сергей Николаевич Столбун.

Человек, забросивший в отечественном хоккее больше всех шайб. По подсчётам саратовского статистика Андрея Горбунова таких метких бросков за карьеру в протоколах найдено 922. Причём последняя шайба в чемпионате России была заброшена в возрасте 47 лет. Однако начали мы беседу с первого матча «Казанских Драконов» в Кубке Чемпионов.

- Игра с «Авто» складывалась для нас неудачно. Ребята переволновались, всё-таки первый матч на турнире. Соперник очень хороший. Пропустили первыми. Молодцы, что собрались, играли так, как мы договаривались и переломили ход встречи, добились очень важной победы. Заслуга ребят, что действовали собранно от начала и до конца. Сначала немного не получалось, но всегда приходит результат, если ты будешь выполнять правильно игровое задание. Кого по стартовому матчу можете выделить в лучшую сторону?

- Отлично у нас сыграл вратарь, который всю игру провёл на высоком уровне. Много моментов было у соперника, и он вытаскивал сложные шайбы. Молодец! Получилось, что у нас два игрока забросили по две шайбы. Вадим Шамгунов и Наиль Ибрагимов. Все полевые игроки сыграли отлично, они молодцы. Кого-то одного, кроме вратаря, выделять не хочу.

- Перед «Кубком Чемпионов» вы тренировались на площадке «60 на 30» или она точно такая же, как в Большом?

- Мы тренируемся на площадке большого размера. Это тот дворец, который был построен на грант за победу «Казанских Драконов» на Фестивале.

- Какое-то время значит ушло на адаптацию?

- Конечно, всё равно разница есть. Когда играем на большом льду, то там больше комбинационного хоккея. Здесь больше вязкости, больше борьбы, больше столкновений, поэтому надо перестраиваться и подстраиваться на такую игру. Ребята молодцы, вначале немножечко не получалось, а затем перестроились и нашли свою игру.

- Помните свою самую первую заброшенную шайбу?

- Вот это как-то не припоминается. Мне было лет 17-18. Вообще после каждого своего проведённого матча я анализировал свои действия, сколько забил, сколько передач сделал, как моя пятёрка сыграла. Насчёт этого серьёзно относился, записывал в специальную книжечку. Готовился к тренерской работе уже в то время. Тренеры часто со мной советовались, спрашивали моё мнение, как я смотрю на то, как мы будем играть.

- Сергей Николаевич, в Москве проводится «Кубок Легенд». Там играют московские команды. Есть желание собрать команду «СК имени Урицкого» и сыграть с вашими ровесниками? Тем более, что практически всех вы знаете.

- Конечно. Я всегда за проведение таких матчей. Раньше приезжали ветераны из Москвы, проводились товарищеские матчи. Газовики организовывали турнир. Сейчас на тренировки всегда выхожу в форме, играю, тренируюсь, пока ещё интерес к хоккею у меня не пропал.

- Тяжело оставаться в форме, когда нет участия в регулярных турнирах и только одни тренировки?

- Нет, мы выезжали на турниры «50+», я играю за сборную Татарстана, мы выступали на ветеранском чемпионате мира. Последний год из-за коронавируса вылетел, а так всегда принимали участие в зарубежных турнирах. Играли в Швейцарии, Франции. На первенстве Казани играем против молодых. Там мне можно играть, и я выступаю за «Казанских Драконов». Конечно, 18-20-летние ребята быстро бегают, мы стараемся сыграть за счёт опыта и сейчас мы боремся за третье место в Казани.

- Среди тех партнёров, с кем довелось выступать, кто чаще всего выступал в роли ассистентов, кто больше всего помогал забрасывать шайбы?

- Знаете, мы играли той тройкой, которая больше всех забрасывала шайб, чуть ли не 80 процентов голов в команде. Я в центре играл, по бокам Маслов и Шалахин. И вместе нас приглашали во все команды, и отдельно. Потом получилось так, что одной тройкой постоянно трудно всё выигрывать. Я перешёл в другое звено, а к ним поставили Володю Бокарева. Чтобы добиваться каких-то результатов, нужно иметь не одну сильную пятёрку, а две-три. Когда в центре играл, то больше я отдавал передачи, чем мне давали. Начинал я с теми, кто мне молодому помогал, чтобы я 17-летний набирался опыта потихоньку. Это Данилин, Ахметшин, Ибрагимов. Потом Соколов, Рахматуллин. Мне без разницы, с кем выходить на площадку, если это нужно в интересах команды. Когда играл за СКА (Куйбышев), то приходилось действовать в защите. Одну смену играл в нападении, потом выходил на позицию защитника. Центральный нападающий должен всё уметь - и атаковать и обороняться.

- Против бомбардиров всегда действуют жёстко. Причём не гнушаются подлыми приёмами. А вот с кем из тех, кто был «по другую сторону баррикад» было приятно встречаться на ледовых площадках?

- В основном играют жёстко, твёрдо в игре, но в пределах правил. Есть исключения, которые действуют изподтишка. Но это исключения. Поэтому я со всеми соперниками, против кого играл, имел дружеские отношения. Мало было таких хоккеистов, кому бы я не хотел пожать руки. Хотя после встречи пожимаешь руки всем. Много травм было, когда удары сзади наносились; с локтя, клюшкой. Не знаю - тренеры так учили или игрок сам такой по натуре, но такое случалось довольно-таки часто, так что травм было много. Прямо на игре накладывали швы и опять идёшь на площадку - а куда деваться?

С Усть-Каменогорском мы боролись, там была тройка, где Александров с Соловьёвым играли. Мы боролись, кто кого обыграет, но после матча всегда общались, были в хороших отношениях. Помню, когда ещё Дмитриев играл, они меня к себе приглашали. В «Динамо» мне посчастливилось поиграть. Две игры, правда, я всего провёл. Одну в запасе, одну, заключительную, полностью. Меня оставляли в команде, но я уехал. Так получилось.

Сейчас была передача про Валерия Васильева и мне приятно, что я одно время тренировался и играл с ним. Александр Мальцев. Тоже хоть немножко, но я с ним тренировался.

- По подсчётам статистиков у вас сейчас найдено около 922 шайб. Думаю, что с учётом товарищеских встреч должно набраться под тысячу.

- Да, думаю, что должно быть побольше. У меня несколько голов при заполнении протоколов «зажали». В Казани спорные шайбы иногда записывали на счёт Геннадия Маслова - он постарше, считался главным бомбардиром. Помню пару голов забросил, выступая на месте защитника. В Перми вышел на место Пучкова, записали гол ему. В Тольятти записали Фазлееву, которого вообще на площадке не было.

Обидно, что у меня рекорд - 91 одна заброшенная шайба за сезон (1982 - 1983) и об этом не говорит никто. Ведь до сих пор рекорд в стране не побит! Меня ребята подкалывали: «Ты что, с Гретцки соревнуешься?». Я смеюсь, улыбаюсь. Да, хотел забросить за сезон больше, маленько не хватило, в переходном турнире 8 раз отличился. А Гретцки со своим рекордом в 92 шайбы остался недосягаемым.

Много было запоминающихся эпизодов в карьере. В Югославии такой гол победный забросил! Получил шайбу за воротами, обыграл соперника своим любимым финтом, прошёл через всю площадку и в девятку. Стадион стоя аплодировал, а я потом нашёл это видео и неоднократно пересматривал. Или другой случай - мы проигрывали с солидным счётом у себя дома. Бросил от красной линии. И бросок-то был не очень сильный, но неожиданный. Шайба сверху залетела в ворота. После этого партнёры завелись, и мы переломили матч. Ну как такой гол не запомнить?

Загружаю данные...